Главная arrow Статьи arrow ПЛЕБАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ  
ПЛЕБАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ Версия для печати
Статьи
Написал Administrator   
27.09.2008

ПЛЕБАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ

Еще в далекой юности моей,

Когда Плебань я проезжала,

То всякий раз на храм разрушенный

Свой взгляд с печалью направляла. 

Вставал вопрос в уме моем

И размышляла я о том,

Когда же был сей храм сооружен,

И кем впоследствии разрушен иль сожжен?

 Ведь в тихом месте отдаленном

Стояла эта церковь многие века.

Когда-то возводила стены здесь умелых мастеров рука,

И потому до основания разрушить было церковь не под силу,

И осквернители ее давно ушли в могилу. 

А место свято остается навсегда!

Мы славим Господа Христа,

Что наступило время и в этой церкви возрождение.

Проходят первые богослужения в честь Божьей Матери Успения.

И в церковь радостно спешит народ,

Здесь, славя Бога, крестный ход идет… 

Людмила Прохатская

 

Свято-Успенский храм деревни Плебань       Листая пыльные страницы истории, можно зачастую наткнуться на весьма интересные, и в то же время трагические моменты нашего прошлого и настоящего. Одним из таких является судьба небольшой деревеньки Плебань, в Молодечненском районе Минской области, а точнее Православного храма, который вот уже два столетия величественно здесь  располагается. Сия деревня, хоть и является весьма маленькой по размеру, но несмотря на это имеет очень  большую и увлекательную историю.  

     Образование Плебани в исторических источниках связывают с событиями, происшедшими в окрестностях деревни в самом конце XV века. Так, король Великого Княжества Литовского Александр Ягеллончик (правил с 1492 по 1506), двигаясь со свитой из Молодечно в местечко Красное, был сбит с дороги стаей волков, после чего ему пришлось переправиться через  протекающую здесь реку Ушу, только это заставило голодных волков отступить. Однако король не забыл своего чудесного избавления. И 1 августа 1500 года, по его приказу, в пяти  километрах от местечка Красное, недалеко от берега реки Уши, был построен небольшой деревянный католический костел. С течением времени земля вокруг костела принялась  считаться святой, и здесь стали хоронить местную знать. Также известно, что первоначальное название деревни было Юридика, однако вполне возможно это было лишь наименование данной местности, так как в ВКЛ именно так называли землю дарованную Церкви или костелу.

      Во время тринадцатилетней войны между Речью Посполитой и Московским государством (1654-1667), эпицентром которой стала Беларусь, деревянный костел был уничтожен страшным пожаром. Однако своим указом от 28 июля 1688 король Ян III подтвердил  земельный надел за католической конфессией. И уже в 1695 году на месте сгоревшего в пожаре костела был возведено новое деревянное сооружение. В ново построенный комплекс входили также жилой дом ксендза – плебания, а также хозяйственные постройки. В 1683 году при костеле начал  действовать госпиталь и богатая библиотека, основанная местным ксендзом Мартином Юшкевичем. Интересно, но будучи изначально католическим, данный храм также упоминается в XVIII веке и в реестре униатских парафиальных храмов.

       С течением времени, деревянный костел стал все более и более приходить в негодность. И в конце XVIII века было принято решение о возведении нового каменного костела. Однако в 1800 году строительство приостановилось. Причиной тому послужила смерть местного ксендза Казимира Хоревича. К этому времени был заложен лишь фундамент, а также построено основание высотой не более метра. Однако вскоре у самых стен костела была возведена небольшая пристройка-придел. Также была построена и новая большая плебания, которая, по-видимому, и дала второе название местной деревеньки.

       Строительство костела затягивалось на долгие годы. Это связано, как с отсутствием средств на его постройку, так и с трудностями послевоенного времени 1812 года. Также в этих краях проходили и столкновения польских повстанцев с русскими войсками в 1830-1831 годах. В его строительстве принимали участие, как непосредственно католики и униаты, так и Православные. Это произошло после воссоединения греко-католиков (униатов) с Православной Церковью. Их труды завершились только в 1858 году, когда сооружение было окончательно достроено. Оно представляло собой памятник эклектичной архитектуры с элементами стилизованных форм барокко и неоготики. Рядом располагалась двухъярусная звонница-колокольня. Территория прихода была обнесена каменным ограждением, завершала которую большая брама с воротами.

       Однако храм действовал всего несколько лет. Ведь в те времена уже начинала разгораться польское восстание, апогеем которого стал военный конфликт 1863-1864 годов. Эти события ознаменовались страшнейшими антиправославными гонениями со стороны повстанцев. Сам Константин Калиновский, в шестом номере своей газете «Мужыцкая праўда» писал:  «...Тагды, дзецюкі, хто адно верыць у Бога, Яго Сына і Духа Сьвятога, няхай зараз пакідае сызму і пераходзіць на праўдзівую веру дзядоў і прадзедаў. Бо хто не пяройдзе на унію, той сызматыкам застанецца, той, як сабака, здохне...». Также известна история, по которой внутри плебаньского храма, повстанцы из отряда Юлиана Бакшанского, хранили свой оружейный арсенал.

протоиерей Павел Ходаковский рядом с иконой Святой Троицы из Плебаньского храма       После провала восстания храм был окончательно утвержден за Православной Церковью, что подтверждает документ привезенный из Вильнюса в начале 2000-х годов. В нем официально зафиксировано, что приход числится в Виленской епархии, как Православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, со Свято-Крестовоздвиженским приделом. Также сохранилась и единственная уцелевшая икона из Плебанского храма. Это большое изображение Святой Троицы, писанное красками на холсте. В самом низу иконы имеется надпись: «От прихожан Ново-Красносельской Св.Успенской церкви, Вилейскаго уезда, в благодарственно молитвенное воспоминание бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 14 ноября 1894 года». То есть, здесь деревня именуется, как Ново-Красносельская. В документах тех лет можно узнать, что соседнее местечко Красное, переживало частые пожары, и многим жителям, оставшимся без крова, приходилось переезжать на новое место жительство в близлежащую деревню. Отсюда вытекает и третье название деревни – Ново-Красносельская, или Новое Красноселье.

        После февральской и октябрьской революции, территория Западной части Беларуси была оккупирована Польшей, согласно Рижскому договору от 18 марта 1921 года. Не обошла оккупация и деревню Новое Красноселье, которая была вновь переименована в Плебань. Православные священнослужители были разогнаны, а храм был переосвящен под католический костел. Однако после воссоединения Западной и Восточной Беларуси в 1939 году костел был закрыт вплоть до 1941 года, когда он вновь открылся на непродолжительный срок до осени 1942 года. Тогда, в октябре, за связь с польскими партизанами из Армии Крайова был расстрелян местный ксендз Юзеф Малиновский, что стало поводом для последующего закрытия костела.

      После войны в храме размещался склад Радашковичского «Заготзерна». Однако в 1951 году склад было решено перенести, а здание разрушить. Так, храм остался почти без крыши, а на его стенах тренировались альпинисты, в виду того, что в окрестностях Молодечненского района отсутствуют природные возвышенности. Известна и судьба трех плебанских колоколов, которые были изъяты Радошковичским райисполкомом, с формулировкой – «для необходимых нужд».

      В самом начале 1990-х годов, храм было решено реконструировать, и на его базе создать музей. В комплекс должна была входить и бывшая плебания, которая сохранилась почти в первозданном виде, благодаря тому, что во время Великой Отечественной войны тут располагался военный госпиталь, а после войны тут действовала местная школа. Однако проведя некоторые восстановительные работы, строительство остановилась в виду отсутствия финансовых средств. Музей было решено открыть в бывшей плебании, где  разместился филиал государственного литературного музея Республики Беларусь. Позже здесь располагалась экспозиция посвященная Второй мировой войне. Сам же храм в 1996 году был передан Православной Церкви. В начале 2000-х годов, в деревне Плебань усилиями  протоиерея Павла Ходаковского была зарегистрирована приходская община в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сам же храм стал приписным к Свято-Покровской церкви соседней деревни Красное, настоятелем которой и является отец Павел. Его трудами в храме были вставлены окна и решетки, а также появились новые двери.

Работы над восстановлением храма      В начале июля 2008 года, за восстановление церкви взялась группа Православной молодежи из Минска и Молодечно. Усилиями нескольких молодых парней, а также помощью некоторых местных жителей, буквально за два месяца, был восстановлен один из приделов храма. Хотя еще совсем недавно там была полная разруха и запустение, а все стены внутри церкви были исписаны сатанинскими надписями и символикой. Так, в возрождающемся приделе из цемента был залит новый пол, потолок обложен деревянным покрытием, а стены отштукатурены и покрашены. Что интересно, одна из боковых дверей алтаря была просто замурована, и ее пришлось вырезать заново. После окончания строительных работ, в приделе были установлены Царские врата, а также повешены иконы. Для удобства прихожанам, от входа в храм и до начала восстановленного придела, была выложена дорожка, а сама церковь украшена зеленью и цветами.

Вновь восстановленный придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского       И вот 5 сентября 2008 года, на день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, во вновь отреставрированном приделе в честь святого преподобного Сергия Радонежского состоялось долгожданное событие – первая Божественная Литургия за последние 86 лет. Праздничное богослужение возглавил протоирей Павел Ходаковский, в сослужении иерея Георгия Романовского, настоятеля Свято-Феодосиевского прихода деревни Петришки Молодечненского района. После Евангельского чтения, с проповедью к прихожанам обратился отец Георгий: «Долгие годы деревня не видела богослужений в этом храме. Люди рождались, жили, выходили замуж, умирали, но так и не могли дождаться этого момента. И вот лишь сегодня Господь удостоил нас великой чести быть первыми, первыми в ХХI веке, которые вступили на эту святую землю, подобно тому, как Моисей видя огненный куст упал от страха и благоговения перед Богом, и услышал слова Господни: «Сними обувь свою, ибо сия земля свята». Так и мы вошли на эту святую землю храма сего, который практически целое столетие был в запустении. Мы вошли, дабы совершить Божественную Литургию, ту службу ради которой, по словам наших святых отцов мир и стоит доселе»Крестный ход вокруг Плебаньского храма После окончания Божественной Литургии, уже настоятель Свято-Успенского прихода отец Павел в своей проповеди сказал: «Мы пришли в этот храм, чтобы напиться той духовной воды, которой Господь сподобил нас с вами приобщиться сегодня, будучи свидетелями первой Божественной Литургии, которая по благословению Высокоприосвещеннейшего Филарета митрополита Минского и Слуцкого, совершится в этом храме святом». А закончил свою проповедь отец Павел словами: «Ныне, милостью Божией, молитвами жителей деревни, Господь сподобил нас этот храм возрождать заново, и совершать в нем безкровную жертву: за нашу Белую Русь, за нашу землю, за спокойствие и мир во всем мире». Далее, священнослужители поблагодарили всех местных жителей и гостей за присутствие в этот праздничный день в церкви, причастников поздравили с принятием Тела и Крови Христовой. А всем потрудившимся во Славу Божию над восстановлением храма были вручены памятные подарки и грамоты. В свою же очередь молодежная группа при приходе вручила священнослужителям свой подарок – торт в виде плебаньской церкви. После, состоялся крестный ход вокруг храма, в котором участвовало около 70 человек. По его окончанию все присутствующие были приглашены за праздничную трапезу в местный музей, который радушно вместил всех желающих прихожан.

       Так закончился день, который стал настоящим праздником для целой деревни. Свет Православной Веры вновь воссиял над Плебанью, однако не стоит забывать, что тяжелейшими трудами, полностью за свой счет, был восстановлен лишь один небольшой придел. А ведь в плебаньском храме, с помощью Божией, планируется открыть еще два придела: основной, в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также еще один небольшой придел в честь святого преподобного Серафима Саровского. Также при приходе на основе молодежной группы, планируется открытие Православного Братства в честь Святых Царственных Страстоцерпцев.

       Для этих целей нам нужна Ваша помощь, даже самая минимальная и незначительная. Так как никакого финансирования на восстановление храма не имеется. Посему просим Вас, по возможности помочь в нашем богоугодном деле возрождения Православия в деревне Плебань.

 Реквизиты прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы: р/с 3015203910017 в Молодечнеском отделе ОАО "Беливестбанк" код 738, УНП 600295462 (обязательно с пометкой – для деревни Плебань). Телефон Свято-Покровского прихода: (8-01773)96572

 

 

 

Михаил Радкевич (член молодежной группы при Свято-Успенском приходе деревни Плебань)

 
< Пред.   След. >