"...моли за Русиу милу, Србима си увек врло драг и мио"
Пожалуй, из всех народов, живущих на земле самым близким, самым родным для нас Русских является народ Сербский. Нас объединяет живая вера во Христа, молитва друг о друге и общность судеб. Припомнив трагическую схожесть истории Сербии и России, начинаешь хорошо понимать всю глубину сокровенных духовных уз, которыми соединены наши народы-братья.
Начнем с того, что автором-редактором Жития преподобного Сергия Радонежского, Игумена Святой Руси, был Серб иеромонах Пахомий Логофет. Кроме того, он написал Жития святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобных Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского. Первый предстоятель Сербской Православной Церкви святитель Савва принял монашеский постриг в Русском Свято-Пантелимоновом монастыре на Афоне.
Россия издавна покровительствовала братскому Славянскому народу. Она давала приют тем, которые искали спасенияот бедствий и притеснений на Родине. В царствование Елизаветы Петровны, например, в Россию переселилось несколько тысяч Сербов, образовав в Южном крае военную колонию с именем «Новая Сербия».
В 1914 году само существование Сербии как государства было поставлено на карту. 11 июля Австрия предъявила Сербскому правительству ультиматум, совершенно неприемлемый для независимого государства. В этот же день Государь Император Николай получил от Сербского королевича-регента Александра телеграмму. В ней говорилось: «Мы не можем защищаться. Посему молим Ваше Величество оказать нам помощь возможно скорее… Мы твердо надеемся, что этот призыв найдет отклик в Вашем славянском и благородном сердце».
Через три дня Русский Император отправил в Сербию ответ. «Пока есть малейшая надежда избежать кровопролития, - писал он, - все наши усилия должны быть направлены к этой цели. Если же, вопреки нашим искренним желаниям, мы в этом не успеем, Ваше Высочество может быть уверенным в том, что ни в коем случае Россия не останется равнодушной к участи Сербии».
В ответной телеграмме королевич Александр писал: «Тяжкие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности за помощь и защиту Вашего Величества будут свято храниться в сердцах всех сербов».
15 июля Австрия объявила Сербии войну. Она подвергла Белград артиллерийскому обстрелу, в результате которого погибло много мирных жителей. В ответ на это Россия провела частичную мобилизацию, через несколько дней – всеобщую. Австрии пришлось большую часть своих войск перебросить на восточный фронт, и таким образом Сербия была спасена. Сербский народ называет Государя Императора Николая своим спасителем.
Один из самых почитаемых в Сербии святителей Николай (Велемирович), епископ Жичский писал: «Велик долг наш перед Россией. Долг Сербии перед Россией, за помощь сербам в войну 1914 года, огромен - многие века не в состоянии будут возместить его все последущие поколения. Это долг Любви, без раздумия идущей на смерть, спасая ближнего. “ Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” - это слова Христа. Русский Царь и русский народ, приняв решение о вступлении в войну ради защиты Сербии, будучи не подготовленными к ней, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы забыть когда-нибудь, что Русский Царь, подвергая опасности и детей и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы смолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам самим?
Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию. Если бы Русский Царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, эгоизма, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил голову свою, за что сложили головы чада его и миллионы подданых».
Смысл Войны 1914 года, многим не понятный, многими подвергаемый сомнению, объяснен Русской жертвой за Сербов со всей своей Евангельской ясностью и несомненностью. Ибо мотив самоотверженности, духовной потребности жертвы ради ближнего, разве это не стремление к Царству Небесному
Напротив Иверской часовне на Русском кладбище в Белграде – памятник Царю Николаю и двум миллионам Русских воинов, сложивших свои головы во время Первой Мировойвойны; среди них – отряд военнопленных, которые отказались грузить снаряды, отправлявшиеся на Русский фронт. Памятник представляет собой артиллерийский снаряд, на вершине которого находится крылатый Ангел с мечом в руке, чуть ниже Ангела – герб Российской империи, а еще ниже, у подножия - Русский офицер.
Россия и Сербия – это единое целое. В последние годы мировая «закулиса» ополчилась сначала на Сербов, а потом – на нас. Мировое зло всеми силами стремится приблизить приход антихриста. Он уже, можно сказать, у дверей, ему осталось только переступить порог. Однако он не сделает этого, пока сияет Православие, пока жива вера наших народов. Когдамы одиноки, когда мы каждый сам по себе, тогда враг может легко нас одолеть, но когда мы объединимся (прежде всего, молитвенно), когда мы будем чувствовать плечо друг друга, когда мы будем остро переживать наши боли и раны, тогда враг окажется бессильным.
Будет уместным рассказать об одном историческом факте, который несправедливо забыт и который должен знать каждый Русский человек.
На одной из встреч с послами европейских стран (это произошло в середине 80-х годов 19 века) Государь Император Александр произнес знаменитый тост: «Я пью за здоровье моего единственного друга князя Николая Черногорского!» На другой день эти крылатые слова стали известны всему миру.
В этой истории хочется отметить два важных момента. Во-первых, этот замечательный тост прозвучал не в кругу Царской Семьи, не в кругу близких друзей и единомышленников Царя, а на встрече с известными дипломатами европейских стран. Государя мало беспокоил тот резонанс, который вызовет этот тост, - Россия в то время была столь велика и могущественна, что Царь мог не обращать внимания на подобные пустяки. И, во-вторых, и в прошлом веке, и в настоящем истинные друзья России могли быть только в Сербии и Черногории.
В 1936г., при закладке в Брюсселе Храма-Памятника Царской Семье, Сербский Митрополит Досифей, выступая от имени Святейшего Патриарха Варнавы, сказал: "Сербия чтит Государя Императора Николая II, как святого, а на Соборе Сербских Архиереев не так давно был поднять вопрос о причислении Царя-Мученика Николая II к лику святых Сербской Церкви. В двух новопостроенных в Сербии храмах Царь-Мученик Николай Александрович изображен на иконе как святой".
Вскоре вспыхнула Вторая Мировая война, в результате которой Югославия была захвачена коммунистами и Сербская Православная Церковь сама оказалась порабощенной безбожной властью.
Приведем примеры, которые говорят о почитании Православными Сербами Царя-мученика Николая.
В 1925 году в Сербской печати появилась необычная статья. В ней говорилось о видении одной пожилой Сербке, которая потеряла на войне трех своих сыновей. Однажды, после горячей молитвы о душах всех погибших в последней войне, женщина заснула и увидела во сне императора Николая «Не горюй, - сказал Царь-мученик, - один сын твой жив. Он находится в России, где вместе со своими двумя братьями боролся за Славянское дело. Ты не умрешь, пока не увидишь своего сына». После этого пророческого сна женщина получила известие, что ее сын жив. А несколько месяцев спустя она обняла его живого и здорового, вернувшегося домой. Об этом событии узнала вся страна. В Сербский Синод стали поступать сведения о том, что Сербский народ не только глубоко чтит память убиенного Русского Царя, но причисляет Его к святым. Приблизительно к тому же времени относятся и первые известные нам иконописные изображения Царственных Мучеников.
Через некоторое время в Сербии произошло и другое чудо, связанное с памятью Царя-мученика. 11 августа 1927 года в белградских журналах появилось сообщение с заголовком: «Лик императора Николая в сербском монастыре св. Наума на Охридском озере».
Русского художника и академика живописи С.Ф.Колесникова, который жил в Сербии, пригласили в древний монастырь святого Наума, что на Охридском озере. Ему поручили расписать купол и стены храма, предоставив полную свободу в творчестве. Художник решил на стенах храма написать лики 15 святых, разместив их в 15 овалах. 14 ликов были написаны сразу же, место для 15 долго оставалось свободным - какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды, в сумерки, Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только купол был освещен лучами заходящего солнца. В дивной игре света и теней все казалось каким-то небесно-неземным. В этот момент художник увидел, что чистый овал ожил: из него глядел скорбный лик императора Николая. Пораженный чудесным видением, Колесников некоторое время стоял в оцепенении. Затем, как рассказывал сам Колесников, охваченный молитвенным порывом, он, не нанося углем контуров чудного лика, сразу начал писать кистью. Наступившая ночь прервала работу. Художник всю ночь не мог спать. Как только немного рассвело, он пошел в храм и с первыми солнечными лучами был уже наверху колонны, работая с невиданным вдохновением.
«Я писал без фотографии, - рассказывал позже Колесников. – В свое время я несколько раз близко видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Портрет-икону я снабдил надписью: «Всероссийский Император Николай, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре монастырь посетил командир войсками Битольского военного округа генерал Ристич. Он долго смотрел на написанный Русским художником лик Царя-мученика, и по щекам его текли слезы. Обратившись к Колесникову, он тихо молвил: «Для нас, Сербов, он есть самый великий, самый почитаемый из всех святых».
30 марта 1930 года Сербскими журналистами была опубликована телеграмма, в которой Православные жители города Лесковац в Сербии обратились в Синод Православной Сербской Церкви, с просьбой рассмотреть вопрос о причислении к лику святых Императора Николая, которого они почитают наравне с Сербскими народными святыми: Симеоном, Саввой, Лазарем, Стефаном и другими.
В 1947 г. в Русской эмиграционной печати появилось сообщение о дерзновенном молитвенном обращении к Царской Семье во время Второй мировой войны в Югославии. Небольшой отряд казаков с обозом, в котором находились раненые, женщины, дети, старики и один священник, потерял связь с главными силами и оказался окруженным с трех сторон врагом и прижатым к непроходимому болоту. Это случилось в день Тезоименитства Государя Императора. Священник о. Илья, призвав всех к молитве, отслужил молебен "Мученику Николаю, Государю Российскому" с призывом: "Святые мученики Дома Царского, молите Бога о нас". Пел весь отряд и все, находившиеся в обозе. На чье-то возражение, что Царственные Мученики еще не прославлены и чудеса от Них еще не явлены, о. Илья ответил: "А вот молитвами Их и выйдем... Указание вам в житиях святых чтите, когда на телесах святых мучеников, без всякого прославления, христиане храмы строили, лампады возжигали и молились таковым яко предстоятелям и ходатаям...". И действительно, чудесным открытием о. Ильи отряд и обоз вышли в полном составе из окружения, пройдя ночью через болото, прямо к месту расположения главных сил, с которыми они и соединились. Из окрестных жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем. Утром неприятели не могли установить и следа, куда ушел отрезанный отряд, который считали своей верной добычей.
Имеются свидетельства, когда верующие прибегали к небесной помощи Святых Царственных Мучеников еще до прославления. Именно так, многие годы обращались Православные христиане к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святому Герману Аляскинскому и к блаженной Ксении Петербургской.
Кроме перечисленных случаев Небесного покровительства и заступничества, в Сербской Армии существовал рассказ о том, как в ночь убийства Государя его семьи, Русский император появляется в Соборной церкви в Белграде, где перед иконой святителя Саввы молится за Сербский народ. Затем, он, согласно преданию, пешком добирается до Главного штаба и там проверяет состояние Сербской Армии.
В 1921 году в Сремских Карловцах состоялся церковный Собор, в обращении которого, чадам Русской церкви в рассеянии и изгнании сущим, в частности, говорилось: «И ныне пусть неусыпно пламенеет молитва наша – да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли, да даст защиту вере и Церкви и всей земле Русской и да осенит Он сердце народное; да вернет на всероссийский престол помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых».
Каждая душа, проникнутая горячей любовью к Царственным Мученикам Российским, молилась о Них постоянно, и молитвами сих Мучеников Господь милует Русскую землю и Русских людей до сего дня. "Святые Мученики Дома Царского, молите Бога о нас".
священник Марьян Кнежевич («Святой Царь-Мученик Николай», Сербия, 2000 г.)