Почему так случилось, что человек, созданный Богом, не верит в Него?.. Не по одной и той же причине люди закрывают себя от Бога. Наш русский философ Владимир Соловьев справедливо говорил, что есть “честное” неверие, и есть “нечестное”. Нечестное не хочет, чтобы Бог был, оно убегает от всякой мысли о Боге, прячется от нравственных законов святого мира. Злые и эгоистичные люди заинтересованы в том, чтобы “Бога не было”. Божие бытие, которое, в сущности, есть их спасение, представляется им Страшным Судом, судящим их нечистую и безсмысленную жизнь. Среди таких неверующих есть не только отрицающие Бога, но и охваченные ненавистью к Творцу, чем, конечно, они только подтверждают бытие Того, Кого отрицают. Невидимый, но ощущаемый сердцем образ величайшей святыни Творца ----- связывает эгоистическую и греховную волю человека. Есть другие неверующие, которые болеют проблемами зла, добра, истины, нравственной жизни. В них нет самоудовлетворенности. В человеческом своем отношении к мiру и людям, они хотят блага всем, но надеются достичь гармонии и счастья мiра только человеческими и внешними средствами. В этом они, конечно, неправы и слишком оптимистичны. Человеческие средства и силы ограничены. Без помощи Высшего Божественного мира человек не может найти настоящей жизни. Есть в мiре еще бездумное, животное неверие. Жует человек свою жвачку материальной жизни и ничего ему больше не надо. Лень даже подумать о Боге, о своей душе и вечности, ее ожидающей. Евангелие уподобляет таких людей гостям, которые будучи приглашены к великому и доброму Царю на пир, “словно сговорившись” (аргументы этого неверия не сложны) отказываются от приглашения. Один говорит: “Я купил волов и иду в поле их испытывать, прости меня, не могу прийти”; другой делает женитьбу свою предлогом для отказа от Божиего приглашения; третий находит еще какой-то предлог не прийти к Источнику жизни. Люди отказываются от самой главной ценности в жизни, от близости к Творцу. Погруженные в свои житейские дела, заботы, радости и печали, они не желают поднять свою жизнь выше их, к вечной истине. Отвергающие правду Божию (или ее еще не познавшие) люди попадают в клеточки разных партийных, классовых, расовых, националистических и всяких иных личных и коллективных, эгоистических, друг другу в мiре противоречащих “правд”. Они не видят за своими правдами и над ними единой Божией правды. Так живут многие, не понимая того, что вся история человеческая с ее войнами, смутами, кровопролитиями и насилием одних людей над другими, ----- есть только практический и логический результат человеческой жизни, не пришедшей к своему высшему, духовному завершению и просветлению через подчинение Божией правде. Всякий человек стоит пред Богом всю свою жизнь, ----- хочет ли он или не хочет этого. Солнце не спрашивает об отношении к нему. Оно озаряет и согревает мiр. Но ----- не напоенные водою сады сожигаются солнцем, и спрятавшиеся в темный подвал своего неверия люди остаются во тьме. Есть “неверующие” как бы по недоразумению: это ----- духовно честные люди, но они себя считают “неверующими” потому, что им внушили или они сами усвоили себе неверное понятие о Боге, о мiре и о человеке. Такие люди в глубине своего существа не против Бога, они только против неверных, узких понятий о Боге. И в своем искании правды они легко способны познать духовный мир. Всякий, знакомый с антирелигиозными журналами Советского Союза знает, что их содержание почти исчерпывается тремя идеями: 1) неискренностью будто бы всех служителей Церкви, 2) “классовой” сущностью будто бы всех религий, и, наконец, идеей, что “наука несовместима с религией”. О безосновательности ----- и религиозной и научной ----- этого последнего утверждения я уже говорил, и буду говорить еще. По поводу классовой сущности всякой религии аргументы неверия также неосновательны. Жизнь вечная нужна всем людям, независимо от их социального положения… Но в аргументе нравственной слабости верующих и служителей Церкви есть основание. Скажем открыто: мы, верующие и священники, не всегда бываем на высоте своего великого служения Богу. Только антирелигиозники, укоряющие нас в этом, не замечают что этот аргумент, как раз не антирелигиозный, а чисто религиозный. Это нравственный аргумент, совсем не связанный с материализмом… Во все века бывало, и сейчас есть немало, по наружности только “верующих в Бога” и “христиан” только по имени. Но разве нравственная слабость тех или иных людей и пастырей может опорочить жизненную силу, мудрость и свет Божественного Евангельского учения? Евангелие само нам говорит, что даже среди двенадцати самых близких учеников Христовых оказался один предатель. Это не опровергает истины Христовой, наоборот, еще более подчеркивает ее. Худы ли мы, христиане, или хороши, это не имеет отношения лишь к нашему спасению, но не к бытию Божиему. Лжецы и преступники искривляют только свою личность, но не правду Божию… Никакое человеческое лицемерие не в силах потушить свет Божественной мировой правды. “Правда Господня пребывает вовек”. И немало есть, и всегда бывало, людей, которые любят Христову правду больше своей жизни. Честным неверием было неверие апостола Фомы. Хотя он проявил напрасно свою недоверчивость к словам людей, которым можно было верить, к апостолам, но, пожелав увидеть Христа воскресшего для уверования своего, он как бы от радости страшился верить… Если Христос воскрес, тогда веди и его, Фомы, жизнь должна в корне измениться, пойти совсем иначе… Все тогда в нем должно быть озарено этим светом… И когда увидел Фома истинно воскресшего Христа и коснулся своими руками Его гвоздиных ран, ----- он воскликнул радостно: “Господи мой и Бог мой!” И Христос ему сказал: “Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин. 20:29)”. Немало есть таких людей в мiре среди всех народов. Не имея возможности увидеть Христа своими физическими глазами0, они с несомненностью видят Его глазами своего духа, видят близость Божию любовию и верой. Честное сомнение найдет истину, потому что ищет ее без лукавства. Жаждущие последней правды уже нашли Бога, потому что эта жажда и есть жизнь самой Божественной правды в людях. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (в мiру князь Димитрий Алексеевич Шаховской), статья из его книги “Время веры”; Нью-Йорк, 1954 год. |